Онлайн-шопинг, голосовые роботы
и геолокация уже дают возможность сделать покупателю «предложение, от которого трудно отказаться». Если продавец не внедряет новые инструменты, он проиграл: отрасль ретейла — одна из самых конкурентных.
На примере технологичных решений МТС Бизнес вместе с владельцами компаний среднего и малого бизнеса мы изучили, как цифровые продукты меняли отрасль за последнее десятилетие. А с помощью экспертов составили гайд, который поможет выстроить эффективный современный бизнес в ретейле.
Трансформация
ретейла
Как технологии изменили отрасль и зачем они нужны малому бизнесу 
Многие крупнейшие игроки ретейла начинали с малого
Gloria Jeans был небольшим кооперативом, «М.Видео-Эльдорадо» стартовал с одной торговой точки, а OZON поначалу продавал только книги и видеокассеты. И всех объединяло одно: они быстро реагировали на вызовы и чувствовали тренды, в том числе главный — необходимость выходить в онлайн.
Все —
в онлайн
Они предлагают впечатляюще широкий ассортимент, но эксперты еще до пандемии заговорили о «закате эры» этого формата.
Только за первые месяцы пандемии закрылось 62% торговых точек, сообщала АКОРТ, Ассоциация компаний розничной торговли.
Например, аналитики INFOLine отметили что в последние годы «супермаркеты и гипермаркеты стагнируют или уходят в минус». Магазины-гиганты обычно расположены в удаленных районах, и скидки не всегда перевешивали потерю времени в пробках. Конечно, купленный на интернет-площадке товар приходилось ждать — но клиент уже был готов проявлять терпение.
Выжить без онлайн-каналов небольшой розничный продавец мог только благодаря лояльности потребителей к бренду: у малого и среднего бизнеса меньше, чем у «тяжеловесов», возможностей снижать издержки — трудно сокращать или менять персонал, тяжело конкурировать в цене.
Падал интерес
к физическим гипермаркетам
Пандемия COVID-19 «заперла» покупателей
по домам
К примеру, CRM-система, которую разработал для себя «ВкусВилл», помогает классифицировать все обращения по тематикам, сделать их доступными для всех причастных к вопросу, ничего не терять и все учитывать.
По данным РБК, в 2023 году оборот интернет-торговли вырос на 28% и составил 6,4 трлн руб. Если в 2022-м доля онлайн-покупок составляла 11,6%, то в 2023-м — уже 13,8%. Рост обеспечили в основном покупатели в регионах. В городах федерального значения в 2023 году рост интернет-покупок был в пределах 10%, а на юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке — больше 40%, ссылается РБК на данные АКИТ, Ассоциации компаний интернет-торговли.
Некоторые ретейл-игроки изначально создавали собственные IT-решения
и последовательно их развивали.
Федор Вирин
сооснователь Data Insight
«Новые этапы развития ретейла требовали огромной перестройки системы управления магазинами, — отмечает сооснователь Data Insight Федор Вирин. — На каждом этапе, как и сегодня, успешность развития сети определяется эффективностью системы управления, а фактически — эффективностью ПО».
«Там же можно проводить аналитику, делать массовый возврат бонусов, проводить опросы, — комментирует представитель «ВкусВилла» — А самое главное — в кратчайшие сроки помочь покупателю, поскольку оператор горячей линии может увидеть все что нужно — наличие товара, протоколы проверок, причины отсутствия товара на полках, сроки поставки и т. д.»
Средний и малый бизнес вслед за крупным осваивал омниканальность, даже если на первых порах не знал этого слова.
Omni — «все, каждый», channel — «канал». Предприниматели интуитивно понимали, что продавцу нужно быть везде, где проводит время его целевая аудитория. Независимо от того, пришел человек в магазин рядом с домом или на сайт, заходит на маркетплейс с компьютера или с мобильного приложения. Омниканальные коммуникации позволяют покупателю бесшовно переходить из канала в канал, а продавцу — не терять клиента по пути на радость конкуренту.
Переход
к омниканальности
Переход
к омниканаль-
ности
С 2022 года многим продавцам стали недоступны зарубежные соцсети, которые были одним из главных каналов общения с клиентом. Но стала расти аудитория «ВКонтакте» и Telegram. По данным ресурса Retailer, уже в марте 2022 года новых зарегистрированных пользователей «ВКонтакте» прибавилось на 63%. Рекламные бюджеты перекочевали в доступные соцсети.
В «непростые времена» небольшой бизнес впечатляет своей живучестью. Например, бренду MONOCHROME, который специализируется на дизайнерской полиграфии, не пришлось внедряться в соцсети: он сразу работал исключительно в онлайне. Но потом решил, что там тесно и… вышел в офлайн.
Федор Вирин
сооснователь Data Insight
«Ключевой задачей ОМНИ, а следовательно, ключевой целью сегодняшней трансформации является глубокое понимание своего клиента, его стиля жизни и потребления, потребностей и умение управлять его ожиданиями, удовлетворять запросы во всех каналах. Главной технологией для этого является CRM (и все дальнейшие варианты таких систем), а ключевой компетенцией — сбор и управление данными».
MONOCHROME:
из соцсетей — в офлайн
Хорошо понимать аудиторию и предоставлять
ей комфортные инструменты для взаимодействия и покупок — вот секрет успеха. CRM-cистема помогает компании лучше узнавать своих клиентов и управлять лояльностью, а разнообразные финансовые сервисы вроде BNPL (Buy now, pay later — метод оплаты товаров и услуг равными долями без переплаты) — увеличивают конверсию.
Николай Богданович
сооснователь бренда MONOCHROME
«От появления бренда MONOCHROME до открытия собственной розницы прошло примерно пять лет, — рассказывает сооснователь бренда Николай Богданович. — За это время наш бизнес трансформировался из аккаунта
в соцсети в несколько бутиков на центральных улицах Москвы и Санкт-Петербурга, а также в собственную мануфактуру площадью более 2000 кв. м. Эти изменения были нашим ответом на растущий спрос и меняющиеся потребительские привычки клиентов. Мы стараемся быть максимально близкими к клиентам, будь они онлайн
или офлайн».
Применение
Сергей Погорелов
заместитель директора по маркетингу Flowwow
«Для нас наиболее актуальными являются сервисы для работы мобильных сотрудников, — говорит Сергей Погорелов, заместитель директора по маркетингу Flowwow, маркетплейса цветов, сладостей и подарков. — Например, мы сотрудничаем с самозанятыми курьерами, которые каждый день доставляют заказы клиентам нашего маркетплейса. Поэтому подобные сервисы необходимы для эффективной организации процесса доставки. Так, мы разработали собственное приложение, которое позволяет самозанятым курьерам присоединиться к платформе, принимать заказы, выстраивать маршрут, отслеживать аналитику по своему заработку и т. д.».
MONOCHROME — пример того, как магазины появились в офлайне, но уже после того, как преуспели онлайн.
Все-таки россияне предпочитают покупать «на ходу»: в нашей стране доля покупок со смартфонов и планшетов превысила 70% от общего объема онлайн-торговли. Кстати, «мобильные» покупки позволяют ретейлеру организовать и «немобильные» продажи: открывать торговые точки в правильных местах.
Например, решение МТС Геоэффект собирает обезличенные данные о населении на основе геотрекинга. А Big Data помогает из этих данных составить довольно точное представление о жителях и туристах: какими маршрутами обычно передвигаются, где живут и в каких локациях проводят время, сколько зарабатывают и активно ли тратят. Так бизнесу проще определиться, где выгоднее арендовать помещения для магазина и какой товар там продавать.
Мобильные технологии позволяют оптимизировать работу торговых представителей, курьеров и других разъездных работников. Платформа «Мобильные сотрудники» от МТС Бизнес помогает курьерам планировать оптимальные маршруты и автоматически передавать данные о своем местоположении. Также она позволяет службе доставки контролировать статусы по заказам и получать отчеты о работе сотрудников. Внедрение этого инструмента позволяет снизить затраты на топливо при доставке, увеличить эффективность работы сотрудников и ускорить логистические процессы на 40%.
мобильных технологий
Все последнее десятилетие ретейл-бизнес переживал
не только онлайн-, но и офлайн-трансформацию.
Четвертая революция ретейла: умный магазин
искусственный интеллект и усиление требований
к безопасности
будущее:
Сейчас магазины входят
в четвертую промышленную революцию
Как в целом «Индустрия 4.0», так и «Ретейл 4.0» предполагает переход к массовой автоматизации и роботизации процессов. «Умный» магазин использует большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей, виртуальную и дополненную реальности — при этом не отвергает уже существующие подходы. Наоборот: интегрирует их в единую систему.
Небольшие компании объединялись, чтобы улучшить эффективность управления, и росли двумя путями. Одни активно проводили «слияния и поглощения» и постепенно перешли в следующую весовую категорию. Другие стали частью более крупной структуры — так произошло с селлерами на маркетплейсах. Причина того, что сейчас российский рынок e-commerce растет в основном за счет маркетплейсов — не только в их «неисчерпаемом» ассортименте и широкой сети пунктов выдачи заказов. Но и в работе селлеров — они и делают площадки маркетплейсов такими разнообразными
и «неисчерпаемыми».
Коммуникационная платформа МТС Exоlve учит робота общаться при обзвоне по разным сценариям (напоминать о заказе в магазине, рассказывать о новой акции) и помогает быстро проводить сегментацию покупателей (по геолокации, возрасту или другим параметрам) — однако клиент получает и давно привычные SMS. Потому что такой канал знаком и надежен: в 90% случаев SMS доставит до потребителя информацию — не голосом, так текстом.
Аналитики прогнозируют: мировой рынок цифровой трансформации в сфере розничной торговли вырастет с 243,57 млрд долларов США в 2024 году до 541,44 млрд долларов США к 2029-му.

Технологии стремительно развиваются, а с их помощью эволюционирует и ретейл. То, что ждет отрасль в будущем, просматривается уже сейчас.
Алексей Филатов
основатель «Академии ретейла»
«Наш мир еще никогда не испытывал влияния такого множества голосов торговцев — в некотором смысле наша планета стала большим цифровым базаром».
Эксперты считают,
что говорить о вытеснении офлайн-продавцов
пока рано
Прогнозирование спроса на основе ИИ станет еще более сложным и точным
Персонализация станет еще детальнее
Границы между B2B и B2C сервисами будут сглаживаться
Системы контроля будут и защищать от краж, и помогать продажам
Офлайн не исчезнет
Безопасность личных данных потребует еще большей защиты
В России рынок ретейла продолжит адаптироваться к вызовам: уходу популярных зарубежных брендов, изменению ассортимента, нестабильности закупочных цен, восстановлению цепочек поставок или налаживанию новых. В этом ретейл будет все активнее применять инструментарий на базе ИИ: автоматизацию бизнес-процессов, аналитику больших данных, развитие платежных систем.
В будущем искусственный интеллект поможет ретейлерам создавать все более сложные профили покупок и проводить более целевые
маркетинговые кампании.
Аналитики отмечают, что у потребителей растет спрос на гиперперсонализацию. Покупатель предпочтет не «огромный выбор», а лаконичный перечень вариантов, попадающих «в яблочко» и предвосхищающих ожидания. Это касается и промо-механик: будут развиваться нишевые бизнес-модели, «закрывающие» потребности определенных категорий клиентов. Подробно настроенная персонализация потребует и больших технологических ресурсов: комплексные аналитические платформы и CRM-системы будут становиться все более продвинутыми.
Уже в ближайшем будущем ретейлеры перестанут разделять клиентов на юридических и физических лиц, стандарты сервиса станут едиными. К концу 2024 года доля В2В-продаж (бизнеса для бизнеса) на универсальных маркетплейсах вырастет на 30% по сравнению с прошлым годом. Покупать онлайн можно будет не только товары, но и цифровые решения, предприниматели смогут добавлять все нужное в одну корзину и быстро оформлять заказы с помощью электронного документооборота. Такая система поможет сэкономить время и снизить бюрократию: на маркетплейсе цифровых решений от МТС Бизнес сейчас можно в два клика подключать геосервисы, облачные решения, инструменты кибербезопасности и другие В2В-продукты. В перспективе предприниматели смогут пользоваться пакетными предложениями для различных отраслей, получать персональные рекомендации и консультации виртуального ассистента.
  1. Как работает видеонаблюдение и видеоаналитика от  МТС Бизнес . В кадре можно выделить определенную область как зону с ограниченным доступом — и система будет отправлять уведомления о любом незапланированном проникновении. А тепловые карты показывают, какие зоны магазинов самые посещаемые — это позволяет оптимизировать потоки покупателей. Благодаря аналитике пустых полок сотрудники могут своевременно восполнять товары, а информация с терминалов оплаты сигнализирует о подозрительных операциях — например, аннулировании чека или возврате.
Конечно, кассы самообслуживания — уже сейчас «фактор здоровья» любого магазина. А в будущем магазин будет выполнять роль даркстора — склада с роботизированной доставкой и комьюнити. Так что непродовольственные товары клиент станет покупать онлайн. Но продуктовые «физические» магазины, вероятно, сосредоточатся только на продуктах, а приходить туда клиенты будут не только за свежей клубникой, но и, например, за экспертизой в нутрициологии.
Впрочем, с консультантами-людьми вполне можно будет пообщаться и в стримах. А вот контролировать их работу все чаще станут с помощью умных алгоритмов.
Ретейл — одна из самых атакуемых отраслей со стороны киберпреступников. На торговые компании и сейчас приходится 15% всех атак, а инциденты с утечками данных клиентов вызывают большой резонанс и бьют по репутации. Законодательство в сфере защиты данных ужесточается, компаниям потребуются все более сильные средства защиты. Но основные сложности ретейлеров в этом — нехватка комплексных решений, говорится в исследовании КРОК. Виртуальная инфраструктура МТС аттестована согласно Федеральному закону № 152-ФЗ и соответствует всем требованиям по защите информации. В облаке МТС можно размещать информационные системы персональных данных с уровнем защищенности ПДн УЗ-1. Возможности аттестованного облачного сегмента необходимы компаниям, которые собирают и обрабатывают паспортные и другие личные данные. Например, интернет-магазинам: они хранят банковские реквизиты и запрашивают другие сведения у клиентов, пользующихся программами лояльности.
— в цитатах зарубежных экспертов
ТОП-4 мировых тренда трансформации ретейла к 2035 году
ТОП-4 мировых тренда трансформа-
ции ретейла к 2035 году
Дополненная реальность
Роботехника и автоматизация
Эволюция phygital-формата
Устойчивость как норма, а не мода
Эран Мизрахи, генеральный директор и соучредитель Ingredient Brothers (поставка пищевых ингредиентов)
Сезар Круз, соучредитель, Sebastian Cruz Couture (производство и продажа одежды)
Джейк Мандей, генеральный директор Customneon (производство и продажа неоновых табличек)
Райан Маккензи, соучредитель и директор по маркетингу, Tru Earth (производство и продажа экологичных моющих средств)
«Технологии дополненной реальности позволят клиентам видеть, как будет выглядеть их товар, настраивать его. Это поможет принять решение о покупке. Инструменты метавселенных и дополненной реальности позволят обращаться к эмоциям и удерживать внимание аудитории. Важным фактором станет то, что высокая стоимость этих технологий будет усиливать конкуренцию и отсекать бизнесы, которые не смогут ее себе позволить. Проникновение ИИ и технологий, подобных ChatGPT, будет только расти».
«Рутинные процессы в ретейле будут все больше обрабатываться роботами на базе искусственного интеллекта. Они помогут оптимизировать управление запасами, ценообразованием, экономить время за счет обработки больших массивов данных, предлагая клиенту лишь те товары, услуги или контент, которые могут его заинтересовать».
«Анализ данных о клиенте, которые получены из разных каналов соприкосновения с ним, позволит сделать ему оптимальное предложение. Если персональный контакт и сервис можно реализовать в офлайн-формате, то он все равно будет дополнен онлайном — возможностью получить дополнительные сведения о товаре или услуге. Еще более широкое развитие получат голосовое управление процессом покупки и виртуальные ассистенты. Таким образом, phygital-формат будет обеспечивать уникальный бесшовный клиентский опыт, он станет играть на покупательскую вовлеченность. Создание единых профилей клиентов поможет розничным компаниям понять потребности своей аудитории и максимально удовлетворить их».
«Прозрачность всех процессов будет подразумевать и этические аспекты работы бизнеса. А именно то, насколько ответственно его поведение перед окружающей средой, обществом, клиентами. Потребители будут выбирать продукты и компании, отвечающие их ценностям. Поэтому окажутся востребованы технологии, которые повышают устойчивость бизнеса, начиная от использования перерабатываемых материалов до обеспечения строгой конфиденциальности данных клиентов, а данных станет в разы больше».
Тренд 1
Тренд 2
Тренд 3
Тренд 4
Бесконтактная оплата, распознавание лиц, аналитика Big Data, машинное обучение — все эти инструменты и технологии становятся в ретейле необходимостью. Мы собрали ключевые факторы, которые нужно учесть, чтобы эффективно развивать бизнес в современном ретейле.
Какие технологии помогают строить эффективный бизнес
гайд для ретейлера
Изучайте клиента с помощью «цифры»
Психологический портрет покупателя, его потребительские привычки, поведение в торговом зале — цифровые инструменты оперируют огромным объемом обезличенных данных. Не зная клиентов в лицо, «цифра» знает о них все.
Повышайте мобильность за счет технологий
Дистанционные коммуникации позволяют компаниям проводить онлайн-планерки, совещания по видеосвязи, тимбилдинг и обучающие вебинары. В чатах можно вести деловые переписки, вместе работать над проектом, коллегиально принимать решения. Лучше, когда все эти дополняющие друг друга инструменты находятся на одной платформе. Тогда единые стандарты распространятся на все повседневные бизнес-коммуникации, как это происходит в системе сервисов МТС Линк: удаленный найм сотрудников и переговоры с клиентами, общение в чатах и синхронная работа на общей онлайн-доске, обучение сотрудников у партнеров, организация масштабных онлайн-мероприятий и составление аналитики. С помощью этой платформы проходит 5 млн онлайн-мероприятий с 30 млн участников в год. Действует бесперебойно: доступность оценивается на уровне 99,95%.
Передайте рутину роботам
Виртуальные помощники выполняют повседневные типовые действия быстро и точно, ничего не забывая и не прерываясь на обед или сон. Голосового робота можно интегрировать с CRM и другими смежными информационными системами ретейлера. Например, если в CRM уже есть информация о звонящем, то робот или сотрудник контакт-центра получает ее еще до ответа на вызов. Представьте, что вы звоните в ваш любимый интернет-магазин, а голос в телефонной трубке обращается к вам по имени и отчеству. Доверие к продавцу определенно повышается.
Защищайте сайт от кибератак комплексно
Атаки злоумышленников перегружают каналы связи с сайтом и не дают попасть на него обычным пользователям, а сложные веб-атаки с кражей или подменой данных на сайте могут привести к репутационным рискам. Сервис для защиты от DDoS-атак круглосуточно анализирует трафик, помогает очищать его от массовых атак и защищать ресурс от выведения из строя. А сервис для защиты веб-приложений позволяет вычислить среди запросов сложные атаки и не допустить их к веб-ресурсу. Сервисы можно подключить за один день и настроить функции под бизнес-требования компании, а экспертная команда с опытом защиты от кибератак будет на связи в любое время.
Ищите новые каналы взаимодействия с аудиторией
Маркетплейсы — драйвер российской электронной торговли. А у В2В-маркетплейсов еще и многообещающий потенциал, поскольку в целом мировой сегмент В2В растет почти в три раза быстрее, чем В2С. Так констатирует Агентство маркетинговых исследований Wunderman Thompson. Маркетплейсы «бизнес для бизнеса» — это уже готовая инфраструктура, дополнительная реклама и еще один канал продаж, а заодно и удобный канал закупок для самого ретейлера.
В Маркетплейсе цифровых решений от МТС Бизнес представлено больше 100 сервисов и продуктов. Все необходимое для онлайн-бизнеса в ретейле, от мобильной связи и облачных технологий до геосервисов и охранных систем, можно выбрать в несколько кликов на одной площадке.
Forbes © 2024
Реклама,
ПАО «МТС»
Над проектом работали:
Дизайн и верстка
Редактор
Виктория Костоева
Продюсер
Анна Мишина
GRAYKINGDESIGN